Юрий Сергеевич 8-921-849-76-10 (lempaa) wrote,
Юрий Сергеевич 8-921-849-76-10
lempaa

Categories:

Узлы на память.

Завязывание узлов на веревке для ее практического
ис­пользования в различных профессиональных целях
и в быту относится к числу древнейших изобретений
челове­чества. Сегодня мы применяем узлы, не задумываясь
даже, что их возраст исчисляется не веками, а тысячелетиями.
   Нам никогда  в голову не приходит мысль о том, что такие
узлы, как вы­бленочный, прямой и беседочный, служили
жителям Древ­него Египта еще пять тысячелетий назад.
    Эти узлы сегодня можно видеть на так называемых
«кораблях мертвых» — на самых древних моделях судов,
дошедших до нашего времени в некоторых пирамидах Египта.
   Прямой узел, хорошо известный в Древнем Египте, ши­роко
был распространен в быту древних греков и римлян. Его
изображение часто встречается на осколках ваз и кув­шинов в
виде их ручек.   Он украшал жезл древнеримского бога
Меркурия — покровителя торговли и назывался Nodus
Hercules — геркулесовым узлом, так как этот древний ге­рой
носил шкуру убитого им Немейского льва, передние лапы
которого связывал на груди этим узлом.




Древние римлянки геркуле­совым узлом завязывали пояса
своих туник. В магическое свойство узлов свято верили
древние греки и римляне. Плиний Старший в своей
 «Естественной истории» серьезно и подробно описывает
целебные свойства геркулесова узла, которым римские медики
завязывали бинты на ранах.


Вспомним Гомера: Эол дарит Одиссею кожаный мешок с
противными ветрами, и этот мешок завязан вол­шебным узлом.
   Появившийся более шести тысячелетий назад парусный
корабль был немыслим без веревок, которыми крепились
мачты, поддерживались реи и паруса...



Искусство вя­зания узлов моряками было доведено до
совершенства. От этого зависела безопасность судна под
парусами. Каждый мат­рос обязан был уметь быстро и
правильно вязать десятки всевозможных узлов, причем
делать это зачастую приходилось впотьмах во время шторма
на многометровой высоте.
   Многие названия морских узлов попали в наш язык из
английского, голландского и французского языков еще в
середине XVIII века.
   Во вре­мена парусного флота русские моряки пользовались
при­мерно сотней различных узлов, которые имели конкретные
наименования.    В наше время число названий морских уз­лов,
которые находят применение на флоте, не превышает 40.
  Названия морских узлов, применяемые в различных странах,
как правило, английские, причем многие узлы имеют
одновременно два-три, а некоторые пять—семь на­званий.
   Мы ежедневно вяжем узлы. Можно сказать, с них начи­нается
наш день: мы завязываем кушаки, галсту­ки, шнурки ботинок…
Отправляясь в дорогу, затягиваем веревкой вещи и снова
вяжем узлы. Когда мы едем отдыхать, нас опять преследуют
узлы — на вещевых мешках, палатках, волейбольных сетках,
рыболовных снастях.
   Одним словом, веревка (шнур, канат, трос, ремень, леска,)
была и остается важным средством в руках человека.
   В наши дни даже в космосе люди не смогли обойтись без
веревки (это был осо­бый синтетический трос): она применялась
в виде страхо­вочного фала при выходе космонавтов из
корабля в косми­ческое пространство.


  Для каких бы нужд ни применялась веревка, она немыслима
без узлов, сделанных на ней хит­роумных переплетений, связок
и петель. Как только мы берем в руки веревку, мы тут же
начинаем думать, как ее завязать.
   Существует немало профессий, работа в которых связа­на с
вязкой узлов. Возьмите, к примеру, ткача, сапожника, портного,
хирурга. Умение завязывать узлы для них — операция
ис­ключительной важности, и они выполняют ее великолепно.
  Без умения вязать узлы немыслимо себе представить
профессионального  горноспасателя, спортсмена-скалолаза
и дельтапланериста, строителя, монтажника-высотника,
такелажника, пожарного, моряка и  рыбака.

   Чтобы читателю было легче ориентироваться
в описании
узлов с их концами, многочисленными переплетениями,
открытыми и закрытыми петлями, обносами, шлагами и
штыками,вниманию своих читателей
автор книги
"Морские узлы" Л Н Скрягин предлагает схему и
толковый словарь основных по­нятий и терминов, которыми он
оперирует:
коренной конец конец троса, закрепленный непод­вижно
или не используемый при вязке узла; противополо­жен
ходовому концу;
ходовой конец незакрепленный свободный конец тро­са,
которым начинают движение при вязке узла;
петля (открытая) — ходовой (или коренной) конец троса,
изогнутый вдвое таким образом, что он не перекрещи­вается
с самим собой;
колышка (закрытая петля) петля, сделанная ходо­вым
или коренным концом троса так, что трос перекрещи­вается
сам с собой;
полуузел одинарный перехлест двух разных концов одного
и того же троса или двух концов разных тросов. Это первая
половина прямого или бабьего узла;


обнос обхват тросом какого-либо предмета (бревна, столба,
другого троса, кольца, рыма, скобы, гака и пр.), сделанный
таким образом, что оба конца троса не перекре­щиваются;
шлаг полный оборот (на 360 градусов) каната вокруг
какого-либо предмета (бревна, столба, другого троса, коль­ца,
рыма, скобы, гака, пала и пр.), сделанный так, что после этого
конец троса направлен в противоположную сторону;
полуштык обнос тросом какого-либо предмета (брев­на,
столба, другого троса, кольца, рыма, скобы, гака и пр.) с
последующим перекрещиванием тросом своего конца под
прямым углом, без его пропускания в образовавшуюся
за­крытую петлю
(не путать с названием узла «простой полуштык»).


клевант – палочка вставляемая в узел для последующего
более лёгкого развязывания

проводник – создание на конце или посреди верёвки петли.
Термин взят из альпинистской терминологии. Альпинисты на
опасных участках, как правило, движутся в связках
по 2-4 человека. Человек, идущий первым, считается проводником
и он пристёгивает верёвку к своей страховочной системе концевой
петлёй, прозванной проводником.


  Относительная проч­ность узла при разрыве обычно выражается
в процентах и определяется делением силы, потребной на то,
чтобы ра­зорвать веревку с узлом, на силу, которую нужно прило­жить,
чтобы разорвать ту же веревку без узла. Например, прочность
шкотового узла составляет 50 %, беседочного — 60 % и удавки со
шлагом — 75—80 % прочности веревки без узла. Следует помнить,
что обрыв веревки зависит от радиуса кривой, по которой завязана
самая малая петля узла.
Я постараюсь  Вас
не утруждать иноязычными названиями –
буду называть всё по-русски.   

Все узлы делятся по цели их применения. Нам рыбакам нужны
узлы в основном для трёх целей:


  1. Связывание 2х верёвок. Это могут быть две лески, два шнура, шнур и леска.

  2. Привязывание лески или шнура к вертлюгу или к крючку, верёвки к якорю.

  3. Завязывание на конце или посреди лески узла проводника.

  4. Дополнительные узлы изредка применяемые.

При завязывании узлов надо соблюдать два правила, выполнение
которых обеспечивают максимальную надёжность узлам:
1) Концы, входящие в узел, и концы, выходящие из узла, должны быть
параллельны.
2) узел должен быть красивым – в нём не должно быть перехлёстов.



1)Самым простым, надёжным и прочным узлом из первой группы
для рыбаков принято считать рыбацкий (английский, ткацкий,
лёсовый, речной…). Этот узел очень популярен (поэтому у него
так много названий): специалисты применяют его там, где надо
качественно связать две верёвки.
Он представляет собой
комбинацию двух простых узлов, завязываемых ходовыми концами
вокруг чужих коренных концов.


Ещё прочнее этот узел будет, если его завязать как Двойной рыбацкий.
Для связывания лесок (лески со шнуром) это самый надёжный узел

Фото 6 двойной рыбацкий узел
Двойным его называют потому, что при завязывании простых узлов конец
лески заводят внутрь узла только после второго оборота.


Существует ещё масса узлов, но они все сильно снижают прочность
верёвки на узле либо намного сложнее. Знать их рыбакам надо только
для того чтобы похвастаться: « А я ешшо вона што знаю!»



ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments